2022

Якутские национальные игры как способ физического развития детей дошкольного возраста

ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»

МБДОУ ЦРР д/с «Сулусчаан» Усун-Кюель, МО «Чурапчинский улус (район)» РС(Я)

     

 

 

Семенова М.Н., Макарова Т.А., Платонова С.В.

 

 

 

 

 

 

Якутские национальные игры как способ физического развития детей дошкольного возраста

                                                                               

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чурапча, 2021

УДК 37.013

ББК 74.10

 

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом

ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»

   

Авторы:

Семенова Марианна Николаевна

Макарова Татьяна Алексеевна

Платонова Светлана Васильевна

 

Рецензенты:

Иванова М.К. – кандидат педагогических наук

Николаева А.В. – кандидат педагогических наук

 

Семенова М.Н. Якутские национальные игры как способ физического развития детей дошкольного возраста. Методическое пособие

   

В методическом пособии представлен опыт работы по физическому развитию с детьми дошкольного возраста. Национальные игры являются неотьемлемой частью традиционной культуры народа саха. Следует отметить огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа. В пособии подобраны национальные игры для детей дошкольного возраста. Пособие предназначена педагогам учреждений дошкольного образования,студентам, родителям воспитанников.

           

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                   4-5

Основное содержание                                                                                             6- 7

Принципы совместной деятельности 

детско-взрослого сообщества «Мэнигийээн»                                                      7-8                                      

 

Комплексно-тематическое планирование национальных игр                          8-9

Классификация национальных игр

 по формированию физических качеств                                                             9-10

 

Методы и приемы                                                                                                 10

Критерия  развития ребенка                                                                                10-11

Диагностика физических качеств                                                                       12-13                                                                           Заключение                                                                                                           13-14

Использованная литература

Приложения

                                                                                          

                                                              Введение

            В настоящее время в законах Российской Федерации « О физической культуре и спорте» и « Об образовании» отражены стратегические направления в области развития и совершенствования охраны укрепления здоровья, свободного развития личности и полноценного физического, психического развития ребенка в соответствии с требованиями современного общества. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.  Именно дошкольный возраст может и должен стать основой для решения главнейших задач физического развития в деятельности дошкольных образовательных учреждений, потребности постоянно заниматься физической культурой самостоятельно. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются физиологические и двигательные функции, укрепляется фундамент здоровья ребенка и развитие физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности и подвижных игр, что, в свою очередь, обеспечивая будущее здоровье человека, как биологическое, так и психологическое.

           Национально- региональный компонент в системе дошкольного образования  является богатым духовным интеллектуальным ресурсом, способным обеспечить устойчивость, надежность, перспективность. У каждого народа свои национальные, этнические и культурные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Народная подвижная игра- средство развития и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка. Всестороннее развитие и приобщение его к традиционной игровой культуре естественнее всего происходит через участие в играх. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой,   ловкостью выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.  Особое значение народ придавал национальным подвижным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По  поводу характера национальных игр

В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга, они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний». Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о Нюргун Боотуре, одним из наиболее любимых героев в олонхо. Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения народных подвижных игр в физическое  воспитание и обусловливает выбор темы исследования: «Якутские национальные игры как способ физического развития детей дошкольного возраста».

Целью которого является: Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр».

 Задачи:

-Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субьекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- Формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

   

                                                 Основное содержание

Для развития физических качеств ребенка основным средством является приобщение детей к культуре народа. Идея культурологического подхода ориентирована на отношения: к детству – как культурному феномену, к ребенку – как субьекту жизни, способному к саморазвитию и самоизменению. Ведущей идеей развития физических качеств детей выступила идея гуманизации педагогического процесса на основе воспитания самореализации ребенка, включения его в процесс самостоятельного приобретения культурных ценностей и развития творческой активности. Проблема развития физических качеств решается с позиции гуманистического, личностно – ориентированного, деятельностного и этнокультурологического подходов. Все они взаимосвязаны и направлены на формирование у детей личностных качеств необходимых для развития физических качеств.

Основной целью работы детско – взрослого сообщества «Мэнигийээн» выступает: развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством якутских национальных игр.

Поставлены следующие задачи:

1. Развитие физических качеств –быстрота, ловкость, сила, гибкость, равновесие, выносливость.                                                                                                                             

 2. Формирование уважительного отношения к своему здоровью, к здоровью других детей и взрослых.

3. Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе, уверенности в своих силах и здоровому образу жизни детей.

Методологической основой работы явились научно-теоретические учения:                         Батурин А Г, Кузина Т Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М 1995. Васильцова З П. Мудрые заветы народной педагогики. М 1983                                                       Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары 1989.

Новизна и теоретическая значимость исследования: Обобщение и анализ имеющихся на сегодня теоретических подходов к данной проблеме и использование якутских национальных игр в работе детско- взрослого сообщества «Мэнигийээн» для развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Полноценное решение задач достигаю при комплексном применении всех средств и методов.  При совместной деятельности взрослого и ребенка применяю такие формы работы:

- организованные занятия;

- физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня;

- работа детско – взрослого сообщества «Мэнигийээн»

- спортивные развлечения и соревнования;

- самостоятельная двигательная деятельность детей;

 

Принципы совместной деятельности  детско-взрослого сообщества «Мэнигийээн».

1.Принцип открытого образовательного пространства.  Предполагает вовлеченность всех субъектов образования в определение и реализацию основных целей и задач образовательной среды, открытость учреждения к нововведениям; позволяет обеспечить открытость общения не только детей разных возрастов, дошкольников и школьников, но и родителей, жителей наслега, а также способствовать общему творческому развитию ребенка.

2.Принцип оздоровительной направленности. Целесообразность проведения любого педагогического мероприятия или воздействия, необходимо рассматривать с позиций здоровья каждого ребенка. Главное правило при введении педагогических новшеств – «не навреди здоровью».

3.Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие помимо специфических задач физического воспитания должно комплексно решать задачи умственного, нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.

4.Принцип гуманизации и демократизации. В основе любого педагогического процесса должно лежать физическое, психическое и социальное благополучие каждого ребенка. Данный принцип предусматривает свободное право выбора педагогом наиболее результативной и эффективной системы средств, форм и методов воспитания.

5.Принцип индивидуализации. Предусматривает не только учет психологических особенностей того или иного ребенка, но и в улучшении природных задатков воспитание новых положительных качеств, способностей, целенаправленное изменение при необходимости типологических особенностей нервной системы.

6.Принцип сознательности, активности и самостоятельности предусматривает опору на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного восприятия, понимания цели и способа выполнения, от применения методов проблемного обучения.

7.Принцип постепенного повышения требований. Основное условие этого принципа заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных заданий и, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Вся работа по физическому развитию детей проводятся на основе интеграции образовательных областей: физическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Социально – коммуникативные развитие направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, как координация движений и гибкость, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Комплексно-тематическое планирование национальных игр

Месяц

Значение

Цель

Задачи

Игры

 

Кулун тутар- Дөһөгөй ыйа

Игры и прогулки  на свежем воздухе

Ат туһунан кэпсээһин, аты үтүктэн хамсаныы, ат буолан сырсыы, куоталаһыы буолар.

Развитие физических качеств, воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе, уверенности в своих силах и здоровому образу жизни

 

Ат сүүрдүүтэ

Тоҕус былас суһуоҕу өруу,

ат буолан сырсыы,

халбас атын миинии,

кулун куллурустуур,

кыаһыланыы,

тоҥуу хаарынан сырсыы, сүүрүү.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития ребенка. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно простудным заболеваниям.

Виды игр на прогулке:

- обычная ходьба, катание на санках, ходьба на лыжах;

- игры-эстафеты;

- сюжетные подвижные игры;

- народные подвижные  игры;

- хороводные игры.

Классификация национальных игр по формированию физических качеств:

Ловкость

Быстрота

Выносливость

Гибкость

Равновесие

Сила

Атах тэпсиитэ;

Хапсаҕай

Харах симсии

Хабылык

Хаамыска

Баайа

Хардаҕас охторуута.

Кыаһыланыы

Ат сүүрдүүтэ

Муҥхалааһын

Оҕуруо тиһээһинэ

Биһилэх кутуута

Атаралаан сүүрүү

Ат буолан сырсыы

Атах тэпсии

Кыыс эккирэтиитэ

Кырынаастыыр

Өһөс торбос

Мас тардыһыыта

Сыалыһардар

Кириэс тэбии

 

Тутум эргиир

Ойбонтон уулааһын

Кулун куллурустуур

 

Дулҕалаах сиринэн

Харах симсии

Оһуор түһэрии

 

Оҕустар харсыһыылара

Көтөх ынаҕы туруор

Хороҥ оту үрдүнэн ойор

Оҕус уонна чөҥөчөх

Тобук тардыһыыта

Күлүүстэһии

Бэгэччэктэһии

Кылыы

Хаһаас хайах хостуур

Ыстаҥа

Куобах

 

 

 

Методы и приемы

Словесные

Наглядные

Практические

-описание

-обьяснение

-пояснение

-указание

-название

-упражнения

-вопросы

-команды и распоряжения

-словесная инструкция

-сюжетный

 

-показ

-имитация

-зрительные ориентиры

-наглядные пособия

-музыка

-считалки

-хлопки в ладоши

-использование пособий

-помощь

-уточнение движений ребенком

-сопряженное воздействие

-выполнение упражнений в игровой форме

-повторение упражнений

-выполнение упражнений в соревновательной форме

-метод круговой тренировки

 

Критериями  развития ребенка являются:

Физические качества

Психические качества

Личностные качества

      быстрота

      сила

       выносливость

       гибкость

       ловкость

внимание

воля

смелость

воображение

 

ответственность

сотрудничество со взрослыми и с сверстниками

инициативность и самостоятельность

 

 

 

 

 

Показатели психических качеств:

         

         Показатели личностных качеств:

 

Показатели физических качеств:

 

 

 Взяты показатели двух детей по трем качествам. У этих детей нет особенной разницы в показателях. Эти качества основаны на работах Л.С. Выготского, О.М.Дьяченко.

Диагностика физического развития и воспитания в детско- взрослом сообществе «Мэнигийээн» проводится в начале и в конце учебного года по комплексу нормативов «Кэнчээри» для ДОУ РС(Я).

 

Бег на 30м

Гибкость

Челночный бег

Прыжок в длину с места

Метание мешочка с песком правой и левой рукой(200гр)

Бросание набивного мяча ( 1кг)

Сгибание и разгибание рук(мальчики)

Подьем туловища из положения лежа на спине(девочки) без учета времени

Бег на расстоянии 500м

 

Изучение уровня физической подготовленности  детей подготовительной группы направленных на оценку таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость, дали возможность утверждать в высоких – 63,5% и средних – 37,5% показателях. 

        

 

Физические показатели детей по национальным видам,  выявленные в ходе работы детско – взрослого сообщества “Мэнигийээн” приближенные к физическим показателям комплекса норматива «Кэнчээри» ДОУ РС(Я).

                   

 

Заключение

1.      Дошкольный возраст является основой для решения главнейших задач физического воспитания - достижения эффективности народных подвижных игр в деятельности дошкольных образовательных учреждений, потребности постоянно заниматься физической культурой самостоятельно. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются физиологические и двигательные функции, укрепляется фундамент здоровья ребенка и развитие физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности и подвижных игр, что, в свою очередь, обеспечивает будущее здоровье человека, как биологическое, так и психологическое.  Технология развития физических качеств детей дошкольного возраста строится на основе гуманистического, личностно-ориентированного, деятельностного, этнопедагогического и культурологического подходов и принципов учета исходного данного развития ребенка; вовлеченности всех субъектов образования в определение и реализацию основных целей и задач образовательной среды, рассматривается с позиций здоровья каждого ребенка, комплексного решения задач умственного, нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания, результативной и эффективной системы средств, форм и методов воспитания, учета психологических особенностей ребенка  и в улучшения природных задатков, воспитание новых положительных качеств и способностей, которые способствуют постепенному  раскрытию физических качеств детей.

2. Эффективность процесса развития физических качеств детей дошкольного    возраста обеспечивают следующие педагогические условия: создание открытого образовательного пространства с включением детей и педагогов в совместную творческую деятельность в детско-взрослых сообществе «Мэнигийээн»; анализ и использование якутских национальных игр, составление комплексно-тематического плана подвижных игр.

3. Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику      развития физических качеств детей дошкольного возраста.

4. Разработанные нами методические рекомендации по развитию физических качеств детей дошкольного возраста, включающие перспективные планы, диагностические методики,   могут быть реализованы педагогами ДОУ, использованы родителями.

5.Физические качества - это сложный комплекс  морфо-функциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяет силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движений ребенка.

Мтоды и приемы

 

   

Используемая литература:

1.      Батурин. А. Г, Кузина Т Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М            

                  1995.

2.      Васильцова З. П. Мудрые заветы народной педагогики. М 1983

3.      Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары 1989.

4.      Волков Г.Н. Этнопедагогика. М 1998.

5.      Гершунский Б.С. Философия образования. М 1998.

6.      Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М 1995.

7.      Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. М 2011.

8.      Качанова И.А, Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М 2011.

9.      Федоров А.С. Саха терутоонньуулара. Якутск. 2011.

10.  Буцинская  П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду  М 1990

11.  Вавилова Е.Н.  Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М 1981

12.  Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду М 2009

13.  Кенеман А.В Детские народные подвижные игры М 1995

14.  Винокурова И.В. Сайдам саас, Якутск 2014.

15.  Кирченко Н.А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей. Мозырь 2014.

         

ПРИЛОЖЕНИЕ

Федоров Афанасий Семенович хомуйан оҥорбут кинигэтиттэн сахалыы оонньуулар

Саха төрут хамсаныылаах оонньуулар

(5-7 саастаах оҕолорго аналлаах)

Оҕону сайыннарар хайысхалар

Оҕо этин-сиинин, доруобуйатын чэбдигирдии – эти-хааны сайыннарыы

Оҕо кэрэни өйдүүр дьоҕурун сайыннарыы – ырыаны истэн хамсанар дьоҕурун сайыннарыы

Оҕо билиитин -көрүүтүн сайыннарыы –  толкуйдаан көрөр дьоҕурун сайыннарыы. Оҕо уонна улахан киһи хамсаныылаах оонньуу нөҥүө бодороһуулара.

Оҕо тылын сайыннарыы – хамсаныылаах оонньуулар нөҥүө оҕо тылын саппааһын байытыы.

Оҕо социальнай сайдыыта – оруоллаах, хамсаныылаах оонньуулары оонньооһун. Оҕону улэҕэ уһуйуу.

 

Балаҕан ыйа – Улуу Суорун.

Ый суолтата: Тыл оонньуута, балыктааһын, таптал оонньуулара.

Сыала: Сахалыы саныыр, тыынар, оҕо тылын-саппааһын байытыы, чуолкай саҥата, сибээстээхтик кэпсиирэ.

Соруга: Оҕо өйө сайдар, тарбах имигэһин сутэрбэт эрчиллии оонньуулар, тургэн, сымса, тулуурдаах буолуу оонньуулара.

1.      Тоҕус былас суһуоҕу өруу

2.      Атах тэпсиитэ

3.      Биһилэх кутуута

4.      Тобук таайсыыта

Алтынньы ый – Хотой Айыы.

Ый суолтата: Эти-сиини чэбдигирдэр оонньуулар.

Сыала: Эти-сиини чэбдигирдии, удьуор хаан, удьуор тыыҥҥа иитии, уһуйуу. Куус улэни солбуйар, бэлэмниир кыахтаах туһаайыылаах мындыр оонньуулар.

Соруга: Илии-атах, сис, өрөһө былчыҥнарын күуһурдуу, сымса-хапса оҥоруу эрчиллиилэр.

1.      Оҕустар харсыһыылара

2.      Көтөх ынаҕы туруор

3.      Хороҥ оту урдунэн ойор

4.      Кырынаастыыр

5.      Тутум эргиир

6.      Оҕус уонна чөҥөчөх

7.      Өһөс торбос

8.      Кыаһыланыы

9.      Кулун куллурустуур

10.  Ат сүүрдуутэ

11.  Дулҕалаах сиринэн

12.  Тобук тардыһыыта

13.  Хапсаҕай

14.  Мас тардыһыы

Сэтинньи ый – Байанай ыйа

Ый суолтата: Уол-булт уөрэҕэ, булт дьарыга

Кыыс оҕоҕо-иис диэн уөрэх, айымньы, кэрэ.

Сыала: Уол оҕону булка уөрэтии, уһуйуу. Булт туһунан кэпсээһин. Кыыллар, көтөрдөр саҥаларын, хамсаныыларын утуктэ оонньооһун.

Соруга: Бу оонньуулар көмөлөрунэн оҕо сис, илии-атах былчыҥнара, оҕолор болҕойон өйдууллэрин, кинилэр дьулуурдаах буолууларын, хорсун быһыыларын сайыннарыы.

1.      Кыыртаах кус

2.      Ийэлээх бөрө

3.      Муҥхалааһын

4.      Тойон

5.      Сыалыһардар

6.      Кырынаастыыр

7.      Ойбонтон уулааһын

8.      Дьулурҕа оҕус

9.      Халбас хара атын миинии

10.  Оһуор туһэрии

11.  Оҕуруо тиһээһинэ

Ахсынньы ый – Билгэ Хаан ыйа

Ый суолтата: Тарбах оонньуулара, тыл оонньуулара, тыл өйө, толкуйдатар таабырыннар, өйу сынньар оонньуулар.

Сыала: Өйу сынньар, сытыылыыр оонньуулар. Тарбаҕы мускуйар, тарбах таайсар, таба ыйар, тарбах күлүгүн көрдөрөн оонньуур оонньуулар.

Соруга: Оҕо өйө арыллар, тарбаҕы имигэс оҥорор, оҕо имигэһин сутэрбэт эрчиллии оонньуулар.

1.      Тоҕус былас суһуоҕу өрүү

2.      Күлүүстээһин

3.      Биһилэх кутуута

4.      Тойон

5.      Оҥхой оонньуута

6.      Оһуор туһэрии

7.      Харах симсии

8.      Бэгэччэктэһии

9.      Оҕуруо тиһээһинэ

10.  Баайа

11.  Хабылык

12.  Хаамыска

Тохсунньу ый – Таҥха ыйа

Ый суолтата: Остуол оонньуулара.

Сыала: Оҕо оҕоҕо сыһыана, эйэҕэс буолуу, оонньуулары сатаан тэрийии, оҕолору кытта сатаан кэпсэтии буолар.

Соруга: Онньуу быраабылаларын билэн сөптөөхтук оонньооьун, бэйэ-бэйэҕэ көмөлөһүү, болҕомтолоох, сымса, бэргэн буоларга көмөлөһөр.

1.      Сонор

2.      Хаамыска

3.      Хабылык

4.      Бэгэччэктэһии

5.      Мас тардыьыы

 

Олунньу ый – Одун Хаан ыйа

Ый суолтата: Көлөһун алла тиритэр, уоҕу уҕаратар, уоҕу таһаарар, хатарар оонньуулар.

Сыала: Оҕону этин-сиинин уһугуннарар, күүстээх, быһый, сымса буолууну эрчийии.

Соруга: Күүһү, тургэни, сымсаны, тулууру, хорсун, дьаныардаах буолалларын иитэр оонньуулар.

1.      Кырынаастыыр

2.      Ойбонтон уулааһын

3.      Тутум эргиир

4.      Оҕус уонна чөҥөчөх

5.      Атаралаан сүүрүү

6.      Хапсаҕай

7.      Атах оонньуулара

 

                                    

                                    Кулун тутар – Дьөһөгөй ыйа

Ый суолтата: Сибиэһэй салгыҥҥа оонньооһун, хатыыскалааһын, хаарга оонньооһун.

Сыала: Ат туһунан кэпсээһин, аты утуктэн хамсаныы, ат буолан сырсыы, куоталаһыы буолар.

Соруга: Илии-атах, сис былчыҥнарын, тулуурдаах, тургэн, сымса, дьаныардаах буолууларын эрчийии.

1.      Ат сүүрдүүтэ

2.      Тоҕус былас суһуоҕу өрүү

3.      Ат буолан сырсыы

4.      Халбас хара  атын миинии

5.      Кулун куллурустуур

6.      Кыаһыланыы

7.      Тонуу  хаарынан сырсыы, сүүрүү

Муус устар – Айыыһыт ыйа

Ый суолтата: Хаарга оонньуу, хаарга буккуллар оонньуулар.

Сыала: Хаарга оонньооһун, хаарга буккуллуу, салгынна көччүйэн, салгыҥҥа сиэтээһин буолар.

Соруга: Эппит-хааммыт чэбдигирэр, күүспүт-уохпут, өйбүт-санаабыт кытаатыыта.

1.      Хардаҕас охторуута

2.      Хапсаҕай

3.      Сыалыһардааһын

4.      Кириэс тэбии

5.      Хайыһар

6.      Атах тэпсии

7.      Тобук таайсыыта

8.      Биһилэх кутуута

9.      Ойбонтон уулааһын

10.  Хаһаас хайах хостуур

 

                                      

 

 

 

                                     

                                              Ыам ыйа – Иэйэхсит ыйа

Ый суолтата: Ыһыахха бэлэмнэнии оонньуулара.

Сыала: Көй салгыҥҥа тыынан, оонньоон көрүлээн, маҥнайгы чээл күөххэ көччуйэн, үөрэн-көтөн, көтөҕуллэн теннүөҕун.

Соруга: Илии-атах, сис былчыҥнарын, тулуурдаах, түргэн, сымса, дьаныардаах буолалларын иитэр оонньуулар.

1.      Хапсаҕай

2.      Атах оонньуута

3.      Масс тардыһыы

4.      Кыыс эккирэтиитэ

5.      Ат сүүрдүүтэ

6.      Таас көтөҕүү